Версия для слабовидящих
Структура
Контактная информация
Адрес
Таганрог, ул. Ленина, 214а
Часы приема и консультаций родителей
Часы приема: вторник 8:30-10:30, четверг 15:30-17:30
Заведующий: Стребкова Валентина Ивановна
Телефон заведующего: +7 (8634) 47-70-28
График работы
Часы работы: 06:30 - 18:30
Выходные дни: Суббота, Воскресенье
Перерыв: Без перерыва
Телефоны
+7 (8634) 47-70-28
+7 (8634) 47-70-58

«Познавай-ка» (познавательное развитие)

-

Руководитель:

Бикташева Марина Юрьевна,

воспитатель без категории.
 
 
 
 
 

  • Кто здесь был?
  • Пока никто не отметился
RSS лента
Отчет о проделанной работе по дополнительному образованию «Познавай-ка» (познавательное развитие)
    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 32»


Отчет о проделанной работе по дополнительному образованию «Познавай-ка»
(познавательное развитие)
за 2018-2019 учебный год.

                    
Воспитатель  без категории                                    
Бикташева М.Ю.

                                   г. Таганрог 2019 г.

Ребенок дошкольного возраста – любознательная, думающая, наблюдающая личность. Познавая мир, он делает множество открытий. Экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников. Любой ребенок вовлечен в нее постоянно: он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с песком, водой и снегом. Наша задача – помочь дошкольнику в проведении исследований, сделать их полезными и безопасными для ребенка и его окружения. В современной образовательной практике значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка недооценивается. Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным. А он сам хотел бы исследовать практически все.
Поэтому исследовательское поведение для дошкольника - главный источник получения представлений о мире.
Кружок «Познавай-ка» в старшей  группе, начал свою работу с октября месяца 2018 г. Посещало кружок 10 человек, 2 раза в неделю (8 раз в месяц-64 занятия в год по 30 минут). Определив направление в работе, я приступила к их реализации.
На занятиях использовались игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.
В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежала жажда познания, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и моя задача – удовлетворить потребности детей, что в свою очередь привело к эмоциональному и интеллектуальному развитию, в целом к становлению интегративных качеств личности ребёнка.
А чтобы поддержать и развить в детях интерес к исследованиям, открытиям, нужно создать необходимые условия.
Разрабатывая конспекты образовательной деятельности по экспериментальной деятельности, я ориентировалась на интересы и потребности детей, связь с их жизненным опытом. При проведении опытов и экспериментов с дошкольниками, учитывала возрастные и индивидуальные особенности, создала проблемные ситуации, активизировала деятельность детей с помощью разнообразных способов мотивации.
Целью работы при проведении познавательно-экспериментальной деятельности является: развитие у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие  задачи:
1. Сформировать у детей знания об окружающем мире.
2. Привить первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности.
3. Повысить уровень речевой активности, овладения экспериментальной деятельностью.
4. Обогатить активный словарь.
5. Развить связную речь.
Были сформированы следующие представления:

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со  снегом и т. д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.

В процессе исследования-экспериментирования развивался словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления  или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).
При проведении экспериментальной деятельности я всегда использую помощь игрового персонажа. Предлагаю детям простейшие проблемные ситуации: «Утонет ли резиновый мяч?», «Как спрятать от лисы колечко в воде?» и т.д. Персонаж вместе с детьми «участвует» в опытах, беседах и экспериментах, решает возникшие проблемы, приносит интересные вещи юным исследователям. Все это способствует развитию любознательности, При изучении темы «Вода» дети увидели, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. В ходе элементарных опытов дети научились определять ее свойства: жидкая, прозрачная, бесцветная, может изменять цвет, не имеет вкуса и запаха, бывает холодной теплой и горячей. Все эти знания детей закреплялись практически, дети лепили снеговиков и из настоящего снега и из пластилина, что ведёт к повышению интереса к экспериментальной деятельности.  
При изучении темы «Песок» дети познакомились с его свойствами. Например, в ходе наблюдения дети рассмотрели и поняли, что песок состоит из очень мелких песчинок, похожих на зернышки. Дошкольникам задаются вопросы: «Какой песок легче – сухой или мокрый?», «Что тонет в воде – камень, песок или дерево?», «Что происходит с солью, сахаром, песком при их погружении в воду?».  Опыты сопровождаются у детей проговариванием, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться). А вопросы «Зачем?», «Как?» и «Почему?» требуют уже от воспитателя. В ходе дидактических игр: «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек», «Составь пару», «Подбери по цвету» дети познакомились с различными предметами, овощами и фруктами, и их вкусовыми качествами, научились различать фрукты и овощи по запаху и на вкус. компетентности в различных областях окружающего нас мира. Очень интересны и увлекательны опыты с воздухом, так как он не видим. Дети с удовольствием надувают  воздушные шары, чтобы увидеть силу воздействия воздуха, набирают в полиэтиленовые мешки воздух и замечают, что они становятся плотными, упругими
В процессе экспериментирования также большое значение имело художественное слово (загадки, стихи, потешки, авторские рассказы), которое помогало организовать, заинтересовать детей, пополнить словарный запас.
Реализация поставленных задач в полной мере состояла из тесного взаимодействия с семьёй. С этой целью для родителей провелись консультации, посвящённые детскому экспериментированию.
В программе проводились методики и технологии по решению педагогических задач, направленных на развитие творческих способностей дошкольника через продуктивную деятельность в самостоятельной деятельности, совместной деятельности ребенка с воспитателем.
Обобщение результатов реализации педагогического опыта.
Результаты работы:
1. Развиты творческие способности у детей; оригинальность подхода к
решению задач, умения свободно ориентироваться в окружающем мире.
2. Сформированы умения и навыки работы с различными материалами,
приспособлениями и инструментами.
3. Воспитана аккуратность, самостоятельность при выполнении творческих заданий.
Из этого следует, что внедрение исследовательской и экспериментальной деятельности в игровую, самостоятельную, образовательную – развиты творческие способности, активизированы его мыслительные процессы, развита речь, самостоятельность.
Вывод: у детей повысился познавательный  интерес к экспериментам, улучшилась речь, дошкольники узнали много интересного и нового. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.

Отчет о работе кружка
Данная рабочая программа по дополнительному образованию «Познавай-ка» является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующая систему организации образовательной деятельности педагога по развитию экспериментальной деятельности детей.
Рабочая программа по дополнительному образованию построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Экспериментальная деятельность направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию «Познавай-ка» (далее кружок «Познавай-ка»  ) предназначена  для детей старшей группы №10. Кружок посещают 10 детей в возрасте 5-6 лет.
Цель программы: способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемо объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения детей к познанию, исследованию. У детей быстро обогащаются знания, развивается познавательный интерес и активность, что в дальнейшем очень пригодится им в процессе школьного обучения.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что необходимо углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно. Так как в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей  способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
Форма работы по экспериментальной деятельности реализуется на основе трех блоков педагогического процесса:
• специально организованные занятия по познавательной     деятельности с включенными опытами по заданной теме;
• совместная деятельность педагога с детьми;
• свободная самостоятельная деятельность детей.
Вся работа с детьми построена с учётом их возрастных особенностей. Совместная экспериментальная деятельность проводится два раз в неделю по 20 – 25 минут. Также ведется дополнительная работа с детьми, которые проявляют особый интерес к исследовательской деятельности. Организация экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.
Свою работу по экспериментальной деятельности с детьми я строю по трём взаимосвязанным направлениям:
1. Живая природа - характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде.
2. Неживая природа - воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота.
3.Человек - функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.
На занятиях по окружающему миру и на прогулке знакомлю детей со свойствами песка, воды, воздуха, магнита, земли, растений.
При выборе темы соблюдаю следующие правила: тема должна быть интересной, увлекательной, оригинальной, выполнимой для ребёнка. Ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки.
В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается в том, что они неизвестны только детям, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения, они практически безопасны, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:
- Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
- Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованы до занятия).
- Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
- Уточнение плана исследования.
- Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
- Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
- Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
     Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям. Для положительной мотивации деятельности детей использую различные стимулы: внешние стимулы - новизна, необычность объекта, тайна, сюрприз, мотив помощи, познавательный момент.
     Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с этим нами оформлен уголок экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей.
В уголке имеется   разнообразное оборудование.
Лупа, зеркало, бинокль, веревки, пипетки, линейки, глобус, фонарик, венчики, мыло, щетки, губки, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса.
Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т. д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.).
Неструктурированные материалы: песок, вода, крупы, листья, бумага, пенопласт и т.д.
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.    
Для удобства поиска необходимых опытов и экспериментов создана картотека опытов.
Основной формой детской экспериментальной деятельности, которой я   активно использую, являются опыты. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым   развивается у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций. Дети работают самостоятельно, по необходимости оказываю помощь, советую, интересуюсь результатами. По окончанию дети рассказывают, чем занимались, какого результата достигли, что узнали нового, необычного.
Дети с огромным удовольствием выполняли опыты с объектами неживой природы: водой и снегом. Цель опытов с водой: обобщать, уточнять и расширять знания о воде.
Опыты с песком. Цель опытов: познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку.
Опыты с воздухом. Цель опытов: закрепить у детей понятие «воздух», свойства воздуха и роль в жизни человека.
Опыты с магнитом. Цель опытов: познакомить детей с магнитом и его свойством притягивать металлические предметы.
В результате проведенных опытов и экспериментов программы по дополнительному  образованию по познавательному развитию «Познавай-ка» у детей прослеживается:
• формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.
• формирование умения опытным путем доказывать свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы);
• формирование умения опытным путем доказывать свойства воздуха;
• формирование умения опытным путем доказывать свойства песка;
• формирование умения опытным путем выявлять свойства предметов, массу, размер;

Мной проводится работа с родителями по данной теме. Были проведены консультации для родителей на тему: «Экспериментирование с детьми в домашних условиях», «Элементарные опыты и эксперименты с водой», «Самое лучшее открытие то, которое ребенок сделает сам».

Следующие записи
Как к Вам обращаться*
В какой форме Вы хотели бы получить ответ
Ваш телефон
Ваш электронный адрес
Кому адресовать обращение
Тема обращения*
Текст обращения*

Введите код:
Смотрите также
-