Версия для слабовидящих
Структура
Контактная информация
Адрес
Таганрог, ул. Ленина, 214а
Часы приема и консультаций родителей
Часы приема: вторник 8:30-10:30, четверг 15:30-17:30
Заведующий: Стребкова Валентина Ивановна
Телефон заведующего: +7 (8634) 47-70-28
График работы
Часы работы: 06:30 - 18:30
Выходные дни: Суббота, Воскресенье
Перерыв: Без перерыва
Телефоны
+7 (8634) 47-70-28
+7 (8634) 47-70-58

«Радуга красок» (художественно-эстетическое развитие)

-

 Руководитель:

Конева Надежда Васильевна,

воспитатель высшей квалификационной категории.
 

В кружке занимаются дети с 5 лет.

Задачи работы кружка:

Развивать у детей интерес к изобразительному искусству

Совершенствовать художественно-творческие способности детей в продуктивной деятельности;

Развивать художественный вкус, изобразительную фантазию, стремление придумывать, изобретать, создавая художественный образ ;

Создать условия для формирования  чувства цвета и композиции.

 

 

 

 

  • Кто здесь был?
  • Пока никто не отметился
RSS лента
Отчет о работе кружка по художественно-эстетическому развитию «Радуга красок» в старшей группе № 6 «Звездочки» за 2018 – 2019 учебный год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад  № 32»


Отчет о работе
кружка по художественно-эстетическому развитию  «Радуга красок» в  старшей группе № 6 «Звездочки»
за 2018 – 2019 учебный год.

                                          

Воспитатель высшей
квалификационной категории
Конева Н.В.
                                            

г. Таганрог 2019 г.

Задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры родного края. Понимая важность данной проблемы, педагогический коллектив МБДОУ д/с № 32 приобщает детей к культуре Донского края через ознакомление с декоративно – прикладным искусством. Декоративно - прикладное искусство -  одно из самых древнейших искусств.  Традиции народного искусства складывались веками, береглись и бережно передавались из поколения  в поколение.
Донской край  богат разными видами  народного декоративного творчества и один из них – это Семикаракорская керамика.  Семикаракорская керамика впитала все краски прекрасного и могучего Донского края, его местную духовную культуру, традиции донского искусства, овеянные свободолюбивым духом казачества.  
На данный момент Семикаракорский фаянс развивается как самостоятельное направление донской культуры и является наивысшим достижением декоративно – прикладного искусства в керамике Донского края.
Для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка нами была разработана рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Радуга красок».
Цель программы: создать  условия для  развития у дошкольников  ценностно-смыслового отношения к культуре, истории и природе Донского края через ознакомление с декоративно – прикладным искусством.
Задачи работы кружка «Радуга красок»:
- познакомить детей с Семикаракорской росписью;
- сформировать знания об особеннос¬тях росписи, колорите, основ¬ных элементах узора;
- воспитывать детей на народных тра¬дициях    (изобразительное искусство  неот¬делимо от народной музыки и народного устного творчества);
- воспитывать бе¬режное отношение к изделиям народных промыслов;
- развивать у детей воображение и стремление к творчеству.
Актуальность и практическая ценность рабочей программы заключается в том, что сложившаяся социокультурная ситуация актуализирует проблему сохранения и передачи детям культурного наследия предков, знакомство ребенка с культурой малой Родины. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
   В Семикаракорской росписи  используется  букетно-растительный орнамент, дополненный сеткой и дугами, с акцентом на более крупном центральном цветке. В орнамент включаются сюжетные композиции стилизованной флоры и фауны Дона, идущие от казачьего фольклора и современные мотивы.     Неповторимый колорит и душевное тепло, щедрость земли русской – вот то, что проявляется в каждом произведении Семикаракорских мастеров.
В среднем возрасте мы совершенствуем у детей технические умения и навыки, такие как: умение правильно использовать формообразующие движения; умение проводить узкие полосы, дуги, мазки; умение составлять новый цветовой тон на палитре, разбеливать основной тон  для получения более светлого. Дети на занятиях кружка рассматривают семикаракорские изделия (фигурки казачек в традиционных костюмах, предметы различных форм: сахарницы-домики, сувенирные машинки, чайники-храмы и т. д.), изучают особенности  росписи (элементы, композиции, цветосочетания), учатся отражать эти особенности в рисунках. В декоративном рисовании дети учатся украшать предметную основу («Узор на салфетке», «Рушник», «Укрась платье» и т.д.).
В старшем возрасте детскому восприятию уже становится доступным понимание тонкостей, связанных с освоением росписи. Дети применяют полученные знания о декоративном искусстве, создают нарядные, обобщенные, условные стилизованные образы, украшают предметы с помощью узоров растительного и предметного характера, используя ритм, симметрию в композиционном построении (роспись на тарелке:  «Подсолнух», «Кисть рябинки, гроздь калинки», «Семикаракорская тарелочка», «Чайный сервиз», «Шкатулка» и т.д.). Детям демонстрируются презентации («История казачества Донского края», «Быт, традиции и семейные обряды казаков на Дону», «Донских степей неяркая краса», «Семикаракорская роспись» и т.д.), проводятся познавательные занятия, занятия-экскурсии («Жилище казака»,  «Интерьер казачьего куреня» и т.д.), готовятся праздники и забавы.
Изображение предметов  декоративно-прикладного искусства, знакомство с семикаракорской росписью дарит детям радость творчества и знакомит с историей народного творчества Донского края.
Таким образом, я  постепенно знакомлю детей с закономерностями той или иной росписи, декоративного искусства в целом. Моя  главная  заключается в приобщении детей к истокам народного искусства. Я даю ребёнку возможность после усвоения некоторых знаний, навыков уметь составлять тот или иной узор, расписывать ту или иную игрушку, замечать отличительные черты и особенности той или иной росписи и в конечном итоге почувствовать радость творчества!

Работы детей украшают групповое  пространство. В детском саду организована выставка работ детей кружка «Радуга красок». Ребята принимают участие в городских и  всероссийских конкурсах.
      
Так же, в этом году я приняла участие во Всероссийской Ярмарке социально-педагогических инноваций, где стала лауреатом третьей степени.
Поскольку наш детский сад является инновационной площадкой по приобщению детей к культуре донского казачества, то я приняла участие в методическом объединении, которое состоялось на базе нашего детского сада, где представила опыт работы своего кружка «Радуга красок».
Так же, я опубликовала свою статью «Семикаракорская роспись как средство приобщения дошкольников к донской культуре»,  в журнале «Внешкольник» от 29 марта 2019г. г. Таганрог.

Отчет о работе кружка
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни,  пестушки,  потешки,  игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Педагогу  предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Необходимость рабочей программы художественно – эстетического направления «Радуга красок» (кружок «Радуга красок») обусловлена тем, что   мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества и  познакомить с историей народного творчества Донского края – Семикаракорской росписью, показать приемы лепки и работы с кистью, помочь создавать шедевры народного промысла, хранящие в себе частичку Донской земли.  Ведь Семикаракорская керамика – это яркое явление народной художественной культуры Донской земли. Она впитала все краски этого прекрасного и могучего края, его местную духовную культуру, традиции донского искусства, овеянные свободолюбивым духом казачества. В Семикаракорской росписи  используется  букетно-растительный орнамент с акцентом на более крупном центральном цветке. В орнамент включаются сюжетные композиции стилизованной флоры и фауны Дона, идущие от казачьего фольклора и современные мотивы.      Неповторимый колорит и душевное тепло, щедрость земли русской – вот то, что проявляется в каждом произведении Семикаракорских мастеров. Вся теплота души, перенесённая через руки в изделия, согревает своим теплом, радует своим видом. Семикаракорский  промысел приобщает детей к культуре Донского края, расширяет познания в области декоративно-прикладного искусства, художественного творчества.
          Разработанная программа рассчитана на 1 год обучения. Реализация программы происходит в процессе приобщения дошкольников к ценностям Донской культуры.
Новизной и отличительной особенностью программы  является то, что она имеет инновационный характер. Дети знакомятся с символикой Семикаракорской росписи и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация, как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству.
Темы занятий программы дают более целостное представление дошкольникам образного видения казаками устройства мира, основ зарождения орнамента и символики. Его значения выражавшегося в том, что люди всегда старались участвовать в битве света и тьмы, добра и зла.
В основу рабочей программы художественно – эстетического направления «Радуга красок»  положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
В 2017 - 2018 учебном году кружок «Радуга красок» посещали дети средней  группы № 6 в количестве 11 человек. Занятия  проводились два раза в неделю, согласно расписания.
Цель кружка: создать  условия для  развития у дошкольников  ценностно-смыслового отношения к культуре, истории и природе Донского края.
Для достижения цели  были поставлены следующие задачи:
1. Образовательные:
- познакомить  с Семикаракорской росписью;
-сформировать знания об особеннос¬тях росписи, колорите, основ¬ных элементах узора;

2. Воспитательные:
- воспитывать детей на народных тра¬дициях    (изобразительное искусство  неот¬делимо от народной музыки и народного устного творчества);
- воспитывать любовь и уважение, бе¬режное отношение к изделиям народных промыслов.

3. Развивающие:
- развивать у детей воображение и стремление к творчеству;
- развивать чувство цвета, ритма, композиции, самостоятельность и творческую  инициативу.
Методы обучения:
-наглядный;
-практический,
-объяснительно-иллюстративный,
- создание игровой ситуации;
- проговаривание последовательности работы;
- беседа;
- показ воспитателя.
- использование движения руки.
-показ видеоматериалов, иллюстраций;
- наблюдение;
- работа по образцу.

На занятиях кружка работа с детьми  начиналась с рассматривания предметов  быта, образцов прикладного искусства, которые  собраны в мини-музее «казачьего быта» при поддержке родителей воспитанников детского сада № 32 и постоянно обновляются с их помощью.
Экспонаты экспозиции  знакомят дошкольников с колоритом казачьего быта и традиционными предметами обихода, утвари, посуды, изделиями декоративно-прикладного искусства, которыми украшали дом в старину. Детям даются некоторые сведения о промысле, содержании, назначении предметов, материалах, из которых они сделаны, характерных признаках. Выделяются средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, композиции (расположение узора на предмете).
Для обучения декоративной деятельности и формирования детского творчества берутся только подлинные предметы народного искусства и изображения (иллюстрации, фотографии, диапозитивы). Отбираются доступные для восприятия детей определённого возраста предметы и игрушки, которые имеются в дошкольном учреждении. Узоры на них должны быть простыми: полосы, круги, кольца, точки, овалы. Они проходят через все возрастные группы, но расширяется их содержание, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции каждого вида. Затем к работе привлекаются предметы и игрушки с растительным узором (городецкая, хохломская, гжельская, жостовская роспись).
При освоении темы «Дымковская игрушка» и при знакомстве  с жостовской, городецкой росписью предполагается составление узора, композиции на бумаге разной формы («Дымковская игрушка. Составление узора на круге». «Дымковская игрушка. Рисование узора на бумаге разной формы». Хохломская роспись на бумаге разной формы. «Составление узора на полосе». «Составление узора на квадрате»).
Особое внимание уделялось Семикаракорской росписи. Детям были представлены к рассмотрению предметы посуды Семикаракорской росписи (тарелочка, ваза, колокольчики, заварник, кружка, шкатулка-домик). Обращалось внимание детей на цвета, характерные для семикаракорской росписи, особенности сюжетов. Дети на занятиях кружка рассматривают семикаракорские изделия, особенности семикаракорской росписи (элементы, композиция, цветосочетания), учатся отражать эти особенности в рисунках («Узор на салфетке», «Семечки для петушка», «Кисть рябинки гроздь калинки», «Семикорокорская тарелочка»).

       Таким образом, я  постепенно знакомлю детей с закономерностями той или иной росписи, декоративного искусства в целом. Моя главная  задача заключается в приобщении детей к истокам народного искусства. Я даю ребёнку возможность после усвоения некоторых знаний, навыков уметь составлять тот или иной узор, расписывать ту или иную игрушку, замечать отличительные черты и особенности той или иной росписи и в конечном итоге почувствовать радость творчества!

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Следующие записи
Как к Вам обращаться*
В какой форме Вы хотели бы получить ответ
Ваш телефон
Ваш электронный адрес
Кому адресовать обращение
Тема обращения*
Текст обращения*

Введите код:
Смотрите также
-