Версия для слабовидящих
Структура
Контактная информация
Адрес
Таганрог
Часы приема и консультаций родителей
Часы приема: вторник 8:30-10:30, четверг 15:30-17:30
Заведующий: Стребкова Валентина Ивановна
Телефон заведующего: +7 (8634) 47-70-28
График работы
Часы работы: 06:30 - 18:30
Выходные дни: Суббота, Воскресенье
Перерыв: Без перерыва
Телефоны
+7 (8634) 47-70-28
+7 (8634) 47-70-58

Инновационная площадка

-
  • Кто здесь был?
  • Пока никто не отметился
RSS лента
Семикаракорская роспись как средство приобщения дошкольников к донской культуре
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Донского края
Дополнительное образование как средство приобщения воспитанников к ценностям донской культуры
Город. Семинар
Муниципальный семинар «Приобщение дошкольников к ценностям донской культуры в условиях реализации ФГОС ДО»
10 апреля 2019 года в МБДОУ д/с № 32 проходил муниципальный семинар «Приобщение дошкольников к ценностям донской культуры в условиях реализации ФГОС ДО». Семинар проходил с целью повышения уровня компетентности дошкольных работников г. Таганрога по приобщению дошкольников к ценностям донской культуры в условиях ИКТ.
Актуальность данной темы отметила Кисличенко Л. В., заместитель заведующего по воспитательной  и методической работе МБДОУ д/с № 32. Одной из задач ФГОС дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей  принятых в обществе.
В связи с этим особую актуальность приобретает овладение дошкольниками народным наследием, естественным образом, приобщающим ребенка к основам народной культуры. Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности, а дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам.
В 2017 году детскому саду № 32 г. Таганрога был присвоен статус областной инновационной площадки, реализующей проект по проблеме «Приобщение дошкольников к ценностям донской культуры в условиях реализации ФГОС ДО» (приказ минобразования Ростовской области от 31.01.2017 г. №49 «Об областных инновационных и пилотных площадках»).
Работа по данному направлению в детском саду ведется через организацию самостоятельной и совместной деятельности с детьми в группах, во время проведения режимных моментов и через организацию дополнительного образования. При комплексном воздействии различных видов искусства красочный мир народного творчества раскрывается по-особому, эмоционально и увлекательно. Устное народное творчество казаков, колыбельная песня, сказка, ритмы и мелодии красочных узоров, расшитых полотенец, ажурных кружев, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство и т.д.  воспринимаются дошкольниками в единстве.
Дети детского сада знакомятся с предметами быта, образцами прикладного искусства в мини-музее «казачьего быта». Собранные материалы экспозиции мини-музея знакомят дошкольников с колоритом казачьего быта
и традиционными предметами обихода, утвари, посуды, изделиями декоративно-прикладного искусства, которыми украшали дом в старину.
Хренова О.Г., музыкальный руководитель высшей квалификационной категории рассказала о том, что она на занятиях фольклорного кружка «Казачата» с детьми подготовительной группы разучивает казачьи песни,  такие как «Ой, при лужку при лужку», «Пчёлочка златая», «В амбар за мукой», «Ой, со вечора», «Молодая молода», «Эх, донцы молодцы» и другие.
Педагог расширяет представление детей об обычаях и нравах казаков через театральные представления и слушание песен в исполнении ансамблей казачьей песни «Веселуха», «Живая вода»; знакомит со своеобразием казачьих обрядов, праздников (Святки, Новый год, Рождество Христово, Крещение, Пасха, Масленица), знакомит с народными музыкальными инструментами.
Неотъемлемой частью ознакомления детей с казачьим народным фольклором является ознакомление и разучивание с ними казачьих народных игр: «Карусель», «Гори-гори ясно», «Хоровод», «Салки», «Всадники», «Пятнашки», «Ловишка в кругу» и др.
Языкова И.А., воспитатель высшей квалификационной категории через познавательную деятельность знакомит детей с семейными традициями, воспитанием мальчиков и девочек в семьях казаков, с жилищем казака – куренем. Воспитывает у дошкольников уважение и восхищение мастерством человеческих рук, учит передавать в рисунке образ жилища казаков, используя при этом все средства выразительности («Славный дом, чудный дом, когда казак с казачкой живут в нем», «Курень для казака – его крепость»). Дети знакомятся с кухонной утварью казаков, с мебелью, с казачьим костюмом и отражают свои знания в рисунках («Кухонные принадлежности» (коллаж), «Роспись тарелок для ярмарки», «Казачата»,   «Рисуем казачку»). Развиваются представления детей о казачьих традициях, связанных с отношением к коню («Добрый друг казака»). Дети знакомятся с таким видом ремесла казаков как ткачество («Домотканый коврик»), вышивка, плетение из лозы («Плетённые корзинки»), гончарное дело, декоративно-прикладное искусство. Узнают о своеобразии казачьих обычаев и традиций («Пришла коляда, открывай ворота», «Ярмарка, ярмарка, развеселая ярмарка»).
Конева Н.В., воспитатель высшей квалификационной категории считает, что в системе эстетического, творческого воспитания детей особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Изображение предметов природы, декоративно-прикладное искусство, знакомство с семикаракорской росписью  дарит детям радость творчества и знакомит с историей народного творчества Донского края. Дети на занятиях кружка рассматривают семикаракорские изделия, особенности семикаракорской росписи (элементы, композиция, цветосочетания), учатся отражать эти особенности в рисунках («Узор на салфетке», «Семечки для петушка», «Кисть рябинки гроздь калинки», «Семикорокорская тарелочка»).
Дети, посещающие кружки, принимают участие в праздниках детского сада с сольными номерами, выступают с концертами перед родителями, а также участвуют в городских конкурсах.
Таким образом, внедрение проекта «Приобщение дошкольников
к ценностям Донской культуры в условиях реализации ФГОС ДО»
в образовательный процесс МБДОУ обеспечивает личностно-ориентированный, гуманистический подход к воспитанию дошкольников, помогает детскому саду накопить не только уникальный опыт, но и вовлечь  в образовательную деятельность детей и их родителей.

Августовская конференция
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Достигнутые результаты (на 20.03.2018г.):
1.Организовано методическое обеспечение по проекту.

2.Разработано перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности по образовательным областям ФГОС ДО  для детей старшего дошкольного возраста по теме:  «Приобщение дошкольников к ценностям донской культуры в условиях реализации ФГОС ДО».

3.Педагогами МБДОУ подготовлены разработки по теме проекта:
презентации,  документальные фильмы, мультфильмы, картотеки игр, беседы, рассказы, сценарии праздников и т.д. по темам:
Мой любимый город -  Таганрог.
Донской край.  г. Ростов-на-Дону.
Города-соседи г. Ростова-на-Дону.
Наша Родина – Россия.
Москва – главный город нашей Родины.
Животный и растительный мир Донского края.
История Донского казачества. Традиции казачества.
Казачьи знаки и символы.
Жилища казаков.
Интерьер казацкого дома.
Семья казака.
Детство, юность казака.
Труд людей Донской земли.
Декоративно-прикладное искусство донского края.
Обряды и праздники казаков.
Казачья песня.
Культура донского казачества.
Этикет казачества.
Донской фольклор.
Костюмы казаков.
Оружие казаков.
Казачьи игры. Спорт на Дону.
Костюмы казачек.
Украшения казачек.
Донские художники.
Сельские поселения на Дону.

4.Разработаны  рабочие программ дополнительного образования, обеспечивающие интерес дошкольников к культуре Донского края на основе интеграции образовательных областей по направлениям:
• Природа и животный мир Донского края, деятельность человека в природе.
• Уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому (казачеству).
• Восхищение народным творчеством (народные игрушки, семикаракорская  роспись и др.).
• Восприятие и понимание донского фольклора.
• Формирование художественно-эстетического видения мира родного края.
Данная работа реализуется через организацию работы кружков: «Радуга красок» (художественно-эстетическое развитие),  «Донские узоры» (художественно-эстетическое развитие), «Соловушка» (художественно-эстетическое развитие), «Казачата» (художественно-эстетическое развитие),   «Юный эколог» (познавательное развитие), «Книголюб» (речевое развитие).

5.Издана статья в сборнике  Всероссийской V Ярмарки социально-педагогических инноваций «Опыт и эффективные инструменты развития современной системы дополнительного (внешкольного) образования детей» по теме: «Приобщение воспитанников МБДОУ д/с №32 к ценностям донской культуры средствами дополнительного образования». Выступление на Ярмарке на секции и представление стендовых докладов руководителей  кружков по данной теме.

Следующие записи
Как к Вам обращаться*
В какой форме Вы хотели бы получить ответ
Ваш телефон
Ваш электронный адрес
Кому адресовать обращение
Тема обращения*
Текст обращения*

Введите код:
Смотрите также
-