Инновационная деятельность / статус «казачье»

Муниципальный семинар «Приобщение дошкольников к ценностям донской культуры в условиях реализации ФГОС ДО»

17

апреля

2019

10 апреля 2019 года в МБДОУ д/с № 32 проходил муниципальный семинар «Приобщение дошкольников к ценностям донской культуры в условиях реализации ФГОС ДО». Семинар проходил с целью повышения уровня компетентности дошкольных работников г. Таганрога по приобщению дошкольников к ценностям донской культуры в условиях ИКТ.

 

Актуальность данной темы отметила Кисличенко Л. В., заместитель заведующего по воспитательной  и методической работе МБДОУ д/с № 32. Одной из задач ФГОС дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей  принятых в обществе.

 

В связи с этим особую актуальность приобретает овладение дошкольниками народным наследием, естественным образом, приобщающим ребенка к основам народной культуры. Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности, а дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам.

 

В 2017 году детскому саду № 32 г. Таганрога был присвоен статус областной инновационной площадки, реализующей проект по проблеме «Приобщение дошкольников к ценностям донской культуры в условиях реализации ФГОС ДО» (приказ минобразования Ростовской области от 31.01.2017 г. №49 «Об областных инновационных и пилотных площадках»).

 

Работа по данному направлению в детском саду ведется через организацию самостоятельной и совместной деятельности с детьми в группах, во время проведения режимных моментов и через организацию дополнительного образования. При комплексном воздействии различных видов искусства красочный мир народного творчества раскрывается по-особому, эмоционально и увлекательно. Устное народное творчество казаков, колыбельная песня, сказка, ритмы и мелодии красочных узоров, расшитых полотенец, ажурных кружев, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство и т.д.  воспринимаются дошкольниками в единстве.

 

Дети детского сада знакомятся с предметами быта, образцами прикладного искусства в мини-музее «казачьего быта». Собранные материалы экспозиции мини-музея знакомят дошкольников с колоритом казачьего быта и традиционными предметами обихода, утвари, посуды, изделиями декоративно-прикладного искусства, которыми украшали дом в старину.

 

Хренова О.Г., музыкальный руководитель высшей квалификационной категории рассказала о том, что она на занятиях фольклорного кружка «Казачата» с детьми подготовительной группы разучивает казачьи песни,  такие как «Ой, при лужку при лужку», «Пчёлочка златая», «В амбар за мукой», «Ой, со вечора», «Молодая молода», «Эх, донцы молодцы» и другие.

 

Педагог расширяет представление детей об обычаях и нравах казаков через театральные представления и слушание песен в исполнении ансамблей казачьей песни «Веселуха», «Живая вода»; знакомит со своеобразием казачьих обрядов, праздников (Святки, Новый год, Рождество Христово, Крещение, Пасха, Масленица), знакомит с народными музыкальными инструментами.

 

Неотъемлемой частью ознакомления детей с казачьим народным фольклором является ознакомление и разучивание с ними казачьих народных игр: «Карусель», «Гори-гори ясно», «Хоровод», «Салки», «Всадники», «Пятнашки», «Ловишка в кругу» и др.

 

Языкова И.А., воспитатель высшей квалификационной категории через познавательную деятельность знакомит детей с семейными традициями, воспитанием мальчиков и девочек в семьях казаков, с жилищем казака – куренем. Воспитывает у дошкольников уважение и восхищение мастерством человеческих рук, учит передавать в рисунке образ жилища казаков, используя при этом все средства выразительности («Славный дом, чудный дом, когда казак с казачкой живут в нем», «Курень для казака – его крепость»). Дети знакомятся с кухонной утварью казаков, с мебелью, с казачьим костюмом и отражают свои знания в рисунках («Кухонные принадлежности» (коллаж), «Роспись тарелок для ярмарки», «Казачата»,   «Рисуем казачку»). Развиваются представления детей о казачьих традициях, связанных с отношением к коню («Добрый друг казака»). Дети знакомятся с таким видом ремесла казаков как ткачество («Домотканый коврик»), вышивка, плетение из лозы («Плетённые корзинки»), гончарное дело, декоративно-прикладное искусство. Узнают о своеобразии казачьих обычаев и традиций («Пришла коляда, открывай ворота», «Ярмарка, ярмарка, развеселая ярмарка»).

  

Конева Н.В., воспитатель высшей квалификационной категории считает, что в системе эстетического, творческого воспитания детей особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Изображение предметов природы, декоративно-прикладное искусство, знакомство с семикаракорской росписью  дарит детям радость творчества и знакомит с историей народного творчества Донского края. Дети на занятиях кружка рассматривают семикаракорские изделия, особенности семикаракорской росписи (элементы, композиция, цветосочетания), учатся отражать эти особенности в рисунках («Узор на салфетке», «Семечки для петушка», «Кисть рябинки гроздь калинки», «Семикорокорская тарелочка»).

 

Дети, посещающие кружки, принимают участие в праздниках детского сада с сольными номерами, выступают с концертами перед родителями, а также участвуют в городских конкурсах.

 

Таким образом, внедрение проекта «Приобщение дошкольников к ценностям Донской культуры в условиях реализации ФГОС ДО» в образовательный процесс МБДОУ обеспечивает личностно-ориентированный, гуманистический подход к воспитанию дошкольников, помогает детскому саду накопить не только уникальный опыт, но и вовлечь  в образовательную деятельность детей и их родителей.

 

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo